С 20 по 21 сентября 2021 года на базе Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) в городе Архангельске прошла Всероссийская школа молодых учёных «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике». Основным организатором школы выступил Геофизический центр Российской академии наук (ГЦ РАН).
Школа прошла при поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках гранта № 21-77-30010 «Системный анализ динамики геофизических процессов в российской Арктике и их воздействие на развитие и функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта».
Научные мероприятия школы были посвящены актуальным вопросам комплексного изучения и освоения Севера России.
На мероприятии собрались полсотни молодых учёных со всей страны и ближнего зарубежья. Слушатели приехали из таких городов, как Екатеринбург, Ижевск, Ташкент, Иркутск, Москва и Санкт-Петербург. В рамках программы школы слушателям были представлены лекции ведущих российских ученых, членов Российской академии наук, учёных САФУ и специалистов в области сейсмологии, геомагнетизма и аэрономии, геофизики, климатологии, гидрологии и океанологии, дистанционного зондирования, геоинформатики, системного анализа, экологии и других смежных дисциплин.
Главной задачей ученых, собравшихся на школе, стала необходимость донести до слушателей актуальную информацию о тех проблемах, которые стоят перед научным геофизическим сообществом сегодня во всем их многообразии.
С лекциями выступили:
- директор ГЦ РАН чл.-корр. РАН Анатолий Александрович Соловьёв,
- научный руководитель ГЦ РАН академик РАН Алексей Джерменович Гвишиани,
- директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН (ИТПЗ РАН) чл.-корр. РАН Петр Николаевич Шебалин,
- директор Высшей инженерной школы САФУ Сергей Евгеньевич Аксёнов,
- старший научный сотрудник ИТПЗ РАН к. ф.-м. н. Инесса Анатольевна Воробьёва,
- ведущий научный сотрудник ГЦ РАН д. ф.-м. н. Борис Аркадьевич Дзебоев,
- доцент кафедры информационных систем и технологий высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ Дмитрий Сергеевич Ковалёв,
- учёный секретарь ГЦ РАН к. ф.-м. н. Роман Игоревич Краснопёров,
- ведущий научный сотрудник ГЦ РАН д. ф.-м. н. Сергей Анатольевич Лебедев,
- главный научный сотрудник ГЦ РАН д. ф.-м. н. Вячеслав Анатольевич Пилипенко,
- главный научный сотрудник ИТПЗ РАН д. ф.-м. н. Андрей Владимирович Хохлов,
- научный сотрудник ГЦ РАН к. г.-м. н. Борис Витальевич Дзеранов,
- главный научный сотрудник Лаборатории экспериментальной физики океана Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Андрей Геннадьевич Костяной ,
- первый проректор по стратегическому развитию и науке, д.т.н. Павел Андреевич Марьяндышев,
- директор Института стратегического развития Арктики САФУ к. и. н. Александр Алексеевич Сабуров,
- старший научный сотрудник ГЦ РАН к. ф.-м. н. Роман Викторович Сидоров.
Первый день школы открыла ректор САФУ Кудряшова Елена Владимировна. Она тепло поприветствовала всех присутствующих от лица университета и пожелала успехов в работе.
«Мне кажется очень символичным то, что школа проходит в год науки и технологий. Темы, которые поднимаются и будут подняты в ближайшие дни, являются чрезвычайно актуальными. Школа проходит в юбилейный год, ведь в ноябре исполняется 310 лет М. В. Ломоносову. Нам очень приятно, что школа проходит в стенах нашего университета. Арктика превратилась в чрезвычайно важную тему не только для нашего государства, но и для всего мира. Арктика – кладовая огромного количества полезных ископаемых», – сказала в ходе своего выступления Елена Кудряшова.
Со вступительным словом выступил также директор ГЦ РАН чл.-корр. РАН Анатолий Александрович Соловьёв. Он выразил надежду на то, что курс лекций пробудит у молодых ученых интерес к наукам о Земле, и что многие найдут в себе потенциал и стремление к тому, чтобы развить научные идеи, о которых будет идти речь в течение школы.
Особое внимание Анатолий Александрович уделил методам системного анализа. Он подчеркнул, что «полноценное изучение динамики природных процессов Арктики требует системного подхода, многофакторного анализа процессов». Далее он отметил, что «школа затрагивает целый комплекс проблем, связанных с изучением геофизических процессов в Арктике. Это и эффекты космической погоды, которые влияют на инфраструктуру и климат Арктического региона, и вопросы сейсмической активности, и геодинамические процессы и климатические изменения в Арктике».
Выступил с приветственной речью также и заместитель руководителя научно-технического комплекса геоинформационных систем и спутниковых технологий АО «НИИАС» Василейский Александр Сергеевич. Он пожелал всем участникам школы успехов в научной деятельности. АО «НИИАС» является головным научным институтом РЖД и выступает в роли индустриального партнера в проекте РНФ № 21-77-30010 «Системный анализ динамики геофизических процессов в российской Арктике и их воздействие на развитие и функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта».
Заместитель председателя Правительства Архангельской области, министр экономического развития, промышленности и науки Виктор Михайлович Иконников пожелал всем присутствующим плодотворной работы. В ходе своего выступления он отметил особую заинтересованность правительства в развитии науки и Арктического региона в целом: «Арктика – это не только уникальный регион, богатый своими природными ресурсами, но и регион, в котором реализуется очень большое количество проектов сегодня и ещё большее количество проектов имеется у нас в планах. И, учитывая то, что регион мало изучен, роль науки в его освоении очень велика».
Особая благодарность от организаторов школы со стороны ГЦ РАН, САФУ и Правительства Архангельской области была выражена Российскому научному фонду за финансовую, организационную и информационную поддержку мероприятия.
Мероприятия школы продолжились в ходе первой научной сессии. Были прочитаны две лекции:
Первую лекцию прочитал научный руководитель ГЦ РАН академик РАН Алексей Джерменович Гвишиани. Тема его лекции – «Большие данные, ГОСТ РФ и науки о Земле».
После него с выступил первый проректор по стратегическому развитию и науке д. т. н. Павел Андреевич Марьяндышев с лекцией «Возобновляемая энергетика в северных широтах».
В течение первого дня школы выступили ещё шесть российских ученых, среди которых профессора, кандидаты технических и естественных наук, члены Российской академии наук:
Пилипенко В. А., проф., д. ф.-м. н., ГЦ РАН – «Что такое космическая погода и какое нам до нее дело?»;
Соловьёв А. А., чл.-корр. РАН, ГЦ РАН – «Динамика геомагнитного поля в Арктическом регионе: источники, наблюдения и модели»;
Сабуров А. А., к. и. н., САФУ – «История освоения Арктики»;
Хохлов А. В., проф., д. ф.-м. н., ИТПЗ РАН – «Анализ измерений и зачем сегодня нужна статистика»;
Аксёнов С. Е., к. т.н., САФУ – «Особенности строительства в условиях холодного климата»;
Дзеранов Б. В., к. г.-м. н., ГЦ РАН – «Российские стандарты больших данных».
Во второй день школы слушателям было прочитано 8 лекций:
Шебалин П. Н., чл.-корр. РАН, ИТПЗ РАН – «Закономерности сейсмического режима и их связь с региональной геодинамикой»;
Дзебоев Б. А., к. ф.-м. н., ГЦ РАН – «О методах распознавания мест возможного возникновения сильных землетрясений»;
Воробьёва И. А., к. ф.-м. н., ИТПЗ РАН – «Картирование межплитового сцепления в Камчатской зоне субдукции по вариациям магнитудно-частотного распределения сейсмичности»;
Ковалёв Д. С., САФУ – «Спутниковый мониторинг арктических территорий»;
Костяной А. Г., д. ф.-м. н., ИО РАН – «Межгодовая изменчивость температуры воздуха в регионе Белого моря»;
Лебедев С. А., д. ф.-м. н., ГЦ РАН – «Спутниковая альтиметрия Белого и Баренцева морей»;
Краснопёров Р. И., к. ф.-м. н., ГЦ РАН – «Магнитные наблюдения в России: история и современность»;
Сидоров Р. В., к. ф.-м. н., ГЦ РАН – «Наземные геофизические съемки в геологических и технических изысканиях».
Два дня школы проходили в аудитории по истории освоения Арктики и Антарктики, в геологическом музее им. Н. П. Лаверова, а также в ЦКП САФУ «Точка Кипения». Слушателям удалось посетить уникальную выставку полезных ископаемых, которая находится в геологическом музее, и увидеть удивительные образцы горных пород, минералов, палеонтологических образцов, познакомиться с историей освоения Арктики и с историей САФУ.
Корреспонденту Вестника ОНЗ РАН (https://onznews.wdcb.ru/) удалось побеседовать с некоторыми молодыми учеными. Участники школы поделились своими впечатлениями и планами на будущее.
Гарамов Георгий, САФУ, 2 курс магистратуры, направление строительства, спецкурс производства и применения строительных материалов, изделий, конструкций:
«Школа понравилась тем, что она позволяет расширить кругозор своих знаний в различных областях науки, включая инженерную сферу. Больше всего понравилась лекция директора нашей высшей школы Аксёнова, Марьяндышева, лекция о статистике Хохлова из ИТПЗ РАН».
Петрова Алина, СПбГУ, 1 курс магистратуры, направление геоэкологии, кафедра геоэкологии и рационального природопользования:
«Больше всего понравилась лекция Александра Сабурова про историю освоения Арктики и лекция Романа Краснопёрова про магнитные наблюдения. Особенно запомнилась лекция Инессы Воробьёвой. Я не знала подробностей про взрыв на Фукусиме, которые упоминались в лекции, было очень интересно.
В дальнейшем я собираюсь идти в аспирантуру в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Санкт-Петербурга и планирую заниматься исследованием ледовых условий плавания судов по северному морскому пути».
Байгубеков Кирилл, Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ, Гидромет), 4 курс бакалавриата, направление прикладной гидрологии:
«Больше всего запомнилась лекция Александра Сабурова. Она был очень хорошо преподнесена и в целом тема для меня была очень интересной. Также запомнилась лекция про землетрясения и сейсмоактивные области. В частности, история про Фукусиму. Также, я думаю, всем был крайне интересна первая лекция Алексея Джерменовича Гвишиани про Большие данные. Я впервые столкнулся с термином Большие данные и меня заинтересовало то, насколько это актуальная тема в наши дни.
В данный момент я пишу диплом на тему „Современные методы учета стока“. Я разрабатываю модели и уравнения линейной регрессии, по которым можно было бы очень точно рассчитывать сток. На измерения непосредственно у рек уходит много расходов. Сейчас требуется производить 8–10 измерений, чтобы получить более-менее точные данные. Это очень трудоемкий процесс, который к тому же ещё и экономически невыгоден. Поэтому сейчас разрабатываются новые методы измерений. Один такой метод основан на использовании параметра Великанова, и я как раз проверяю его на практике. Одна из основных проблем гидрологии в том, что ряды данных очень короткие. Довольно часто они нерепрезентативны и ошибки в них бывают достаточно большими. В будущем я планирую более углубленно заниматься этим. Сейчас я занимаюсь исследованиями только в рамках Северо-Запада России. Но в дальнейшем я думаю взять несколько регионов и более широкий период времени – сразу несколько лет».
По окончании основных мероприятий школы участникам предстояло пройти комплексное тестирование. Оно состояло из 25 вопросов разного уровня сложности. Максимальное количество баллов, которое можно было получить, составляло 25 баллов.
Вопросы были составлены лекторами и охватывали темы всех лекций, представленных на мероприятиях школы.
По итогам тестирования был сформирован рейтинг, в котором три лучших места заняли:
Первое место заняла Туробова Татьяна Александровна (18 баллов), САФУ, г. Архангельск.
Второе место – Костарёв Данила Владимирович, младший научный сотрудник ИСЗФ СО РАН, г. Иркутск.
Третье место – Лосев Илья Владимирович, младший научный сотрудник ГЦ РАН, г. Москва.
В ходе торжественной церемонии Татьяна, Данила и Илья получили памятные подарки от организаторов школы. Организаторы школы поздравили молодых учёных и поблагодарили за проявленную внимательность, усидчивость, вовлеченность в процесс.
«Я очень рада, что мне удалось принять участие в данном мероприятии, – рассказала в интервью корреспонденту Вестника ОНЗ РАН студентка 5 курса САФУ Татьяна Туробова. – Я обучаюсь по специальности „прикладная геология“ и для меня было полезным закрепить свои знания в области геофизики. Также я смогла узнать много нового. Например, до лекции Алексея Джерменовича Гвишиани я имела слабое представление о Больших данных. Понравилось большое разнообразие тематических направлений исследований, о которых говорили в ходе лекций. Это позволило мне расширить знания в различных областях науки. Благодарю всех, кто был причастен к данному мероприятию. В особенности хочется поблагодарить многоуважаемых лекторов, которые поделились с нами своими знаниями».
Своими впечатлениями поделился также и аспирант НИТУ «МИСиС», младший научный сотрудник ГЦ РАН Илья Лосев: «Было очень приятно, что меня поздравили с третьим местом. Благодарен лекторам и организаторам школы. Сейчас я учусь на четвертом курсе аспирантуры. Я пишу работу по теме „Исследование изоляционных свойств породных массивов для геоэкологической безопасности“ и я был на всех лекциях, записывал их тезисно. Мне запомнилась атмосфера этого мероприятия, непринужденность общения лекторов со слушателями. Лекции школы напомнили мне мой университет, где мы спрашиваем у преподавателей любые вопросы, общаемся на научные темы».
По результатам тестирования средний балл составил 12,5. Больше чем на половину вопросов теста (что дает 13 баллов) и выше среднего балла смогли ответить 17 человек, то есть 68% участников. Из них 5 человек (20%) набрали 17 баллов и больше, включая трех победителей. Меньше 13 баллов смогли набрать только 8 участников школы (32% от общего числа). Лидерами тестирования стали представители СПбГУ, САФУ и ГЦ РАН.
Самым сложным вопросом для участников школы стал вопрос:
«Есть два карандаша разной длины, среднеквадратичная ошибка при прикладывании линейки распределена по закону Гаусса и равна 1 мм. Можно ли измерить двумя измерениями длины карандашей так, чтобы среднеквадратические ошибки оказались меньше 1 мм?».
На него ответили правильно всего 12,5% из присутствующих молодых ученых.
На втором по сложности месте оказался вопрос о верности утверждения «Если есть много независимых однотипных измерений одного и того же, то узнать ответ точнее можно только если определена дисперсия ошибок» . Распознать его в качестве правильного варианта среди других похожих утверждений смогли только 25% тестируемых.
Внимательнее же всего участники школы слушали лекцию научного руководителя ГЦ РАН академика РАН Алексея Джерменовича Гвишиани – на вопросы по его лекции был самый высокий средний процент верных ответов. Первый вопрос – 70,8% ответили верно, второй – 79,2% и третий – 79,2%. Средний % таким образом составил 76,4%.
Все участники школы, успешно прошедшие тестирование, получили специальные сертификаты о прохождении школы молодых ученых. Сертификаты получили подпись директора ГЦ РАН чл.-корр. РАН А. А. Соловьёва и ректора САФУ Е. В. Кудряшовой.
Организаторы школы и её участники поблагодарили всех собравшихся на ней ученых, пожелали всем успехов в научной и организаторской работе и выразили общую надежду на то, что в следующем году Всероссийская школа молодых ученых соберет ещё больше участников, молодых ученых и соискателей, пополнит список лекторов и расширит круг изучаемых научных тем.
Фотографии и другие отчетные материалы доступны на сайте школы – https://school2021.gcras.ru/.
Публикацию подготовил младший научный сотрудник ГЦ РАН Дмитрий Николаевич Уваров.